К 85-летию ТТУ. История трамвайного движения города Енакиево

«Прежде чем излагать историю страны или народа, надо увидеть её самому, а смотреть можно по-разному: с высоты птичьего полета, с вершины холма, из мышиной норы. В каждом случае мы что-то заметим, но совместить все три уровня невозможно. Следовательно, приходится выбирать тот, который нам нужен в данный момент».
Л. Гумилёв – географ, историк

Краеведческая справка:
Трамвай – городская, наземная электрическая железная дорога, а так же поезд этой дороги, состоящий из одного или двух вагонов, служащий для перевозки пассажиров и их грузобагажа по установленным маршрутам.

Слово «трамвай» — английское, образовано из сложенных двух слов: трамвай и путь-дорога. Предшественником электрического трамвая была «конка».

Известно, что первая в мире конная железная дорога была построена в Балтиморе (США) и начала действовать в 1828 году. На территории нашего края, будущей Донецкой области, первая конка начала действовать в Святогорье в 1910-11 гг., по которой от железнодорожной станции «Святогорская» пассажиры доставлялись в деревню Банная на дачи графа Рибопьера, а также к мужскому монастырю.

Литография Святогорской лавры 1912г

 

 

 

 

 

Движение конки было медленным, около 6-8 километров в час. По этому поводу бытовала шутка: «Конка, конка, догони цыплёнка».

По-настоящему успешными «конки» стали благодаря Альфосу Луба, который в 1852 году изобрёл рельсы, используемые в городах по настоящее время.

Конка А.Луба

 

 

 

 

 

Первая в мире электрическая трамвайная линия была открыта 16 мая 1881 года в Германии, в предместье г. Берлина – Лихтерфельде. Но особо следует отметить, что электрический трамвай – изобретение русское. Изобретатель-практик Пироцкий Фёдор Апполонович в 1876 году испытал принцип передачи электроэнергии по рельсам на участке железной дороги между Белоостровом и Сестрорецком.

Фото Пироцкого Ф. А. и изобретенного им трамвая

22 августа (03 сентября) 1880 года своё изобретение Пироцкий представил высокой учёной комиссии в г. Петербурге, сумев двинуть вагон на электрической тяге. Против его изобретения выступили владельцы конок, которые всячески тормозили применение электрического трамвая для перевозки горожан. Да и комиссия, поудивлявшись изобретению, вынесла Пироцкому письменную благодарность и … отложила описание «чудо-машины» с чертежами в дальний ящик для дальнейшего рассмотрения.

Представители немецкой фирмы «Сименс» подхватили идею Пироцкого и за один год воплотили её в жизнь, воспользовавшись готовой схемой электрического трамвая – вагона. Вернер фон Сименс признан изобретателем трамвая.

Вернер Сименс

Первый электрический трамвай в Германии. Берлин, 1881 год

Берлин, 1881 год
Первый трамвай в Российской империи был пущен в июне 1892 года в г. Киеве. Первый трамвай на территории будущей Донецкой области был пущен в эксплуатацию в рабочем посёлке Дмитриевске (ныне г. Макеевка) в ноябре 1925 года.

Первый Макеевский трамвай

Историю енакиевского трамвая начнем с экскурса в историю города.

Летом 1895 года на правом берегу реки Булавин начал строиться металлургический завод, который 27 ноября (09 декабря) 1897 года выдал первую готовую продукцию. Основной продукцией завода были железнодорожные рельсы!

Фото с видом завода

В конце 19 века в пос. Фёдоровку (Афанасьевку, известную с 1782 г.) хлынули переселенцы с разных уголков Российской империи. Селились они смешанно, что послужило предпосылкой к созданию нового территориального образования. В 1898 году поселениям вокруг завода было присвоено имя инженера Ф. Енакиева. В 1917 году 16 июня Енакиево присвоен статус города, который был вновь подтверждён в 1925 году, но уже советским правительством.

Дореволюционное Енакиево

Разрасталась территория завода, строились жилые дома, появились улицы, но пока без названий. Улицы именовались линиями, которые начинались от правого берега реки Булавин и были вытянуты с востока на запад.

Первым городским общественным транспортом были конные экипажи, пролётки да повозки, управляемые кучерами, ивозчиками да ямщиками. Дорог практически не было, только отдельные участки вымощены камнем.

Городской конный экипаж

Городской извозчик

Стоянка городских извозчиков в 1900 году находилась на улице Петроградской, на этом месте сегодня (2017 г.) находится сквер имени космонавта Г. Т. Берегового.
К месту работы на заводы и угольные рудники простые рабочие добирались преимущественно пешком, что отнимало немало времени и физических сил.

Первыми пятилетками советского государства были предусмотрены и внедрялись на практике коллективизация и индустриализация края. Стал появляться автомобильный транспорт, в основном, грузовой. В стране ещё не хватало средств на развитие общественного пассажирского транспорта, он только зарождался. Лишь в 30-х годах 20 века в нашем крае стали прокладываться электрические трамвайные линии в городах Сталино, Константиновка, Рыково, Горловка и других.

Наш город к 1930 году назывался Рыково, в честь одного из видных партийных руководителей.

РЫКОВ Алексей Иванович (1881—1938)

РЫКОВ Алексей Иванович (1881—1938). Профессиональный революционер, государственный и партийный деятель. Родился в Саратове в семье крестьянина. В революционном движении — с 1899 г., со времени учебы в старших классах гимназии. В 1900 г. поступил на юридический факультет Казанского университета и сразу же включился в политическую борьбу. Первый раз был арестован в 1901 г. и до 1917 г. фактически находился на нелегальном положении; причем шесть лет сидел в тюрьме и трижды отправлялся этапом в ссылку. Участник трех русских революций. После Октябрьской революции — нарком внутренних дел в первом Советском правительстве. В 1918—1920 гг. и 1923— 1924 гг. — Председатель ВСНХ. С февраля 1924 г. — Председатель Совнаркома СССР.

Будучи не согласен с курсом Сталина по разгрому деревни и сельского хозяйства, Рыков подал в отставку. В 1930 г. был освобожден от обязанностей Председателя СНК. В 1931—1936 гг. работал наркомом почт и телеграфов. Член ЦК партии в 1905—1907 гг. и 1917—1934 гг.; член Политбюро ЦК в 1923—1930 гг. Член ВЦИК и ЦИК СССР. В октябре 1936 г. семья Рыковых переехала из кремлевской квартиры в «дом на набережной» (дом правительства; пл. Серафимовича, 2), который в народе позже назвали ДОПР — «дом предварительного заключения». В феврале 1937 г. исключен из рядов партии (вместе с Н. Бухариным).
В марте 1938 г. Рыков предстал перед судом по делу «Правотроцкистского антисоветского блока» и был приговорен к расстрелу. Приговор был немедленно приведен в исполнение. Городу Рыково было возвращено его первоначальное наименование — Енакиево. Рыков реабилитирован посмертно.

О важности трамвая для молодой страны Советов свидетельствует фраза, высказанная всесоюзным старостой М. И. Калининым: «Если в городе работает трамвай, значит, в городе действует Советская власть».


Совместным решением Рыковского городского партийного комитета и городского Совета рабочих депутатов, который с 1929 по 1931 гг. возглавлял председатель горсовета Тришин Яков Карпович, были определены задачи по предстоящему сооружению в городе трамвайной линии. Изучив опыт постройки трамвайных линий в других городах (Макеевка, Сталино, Константиновка), специальное подразделение управления «Транссветводхоза» приступило к реализации плана строительства первой трамвайной линии. Предстояло сделать немало: подготовить чертежи, расчёты, создать материальную базу, изучить рельеф, состав и свойства грунта, почвы, поверхностных вод, атмосферного воздуха. И всё это требовалось выполнить в тяжелейших условиях 30-х годов.

В 1930 году был составлен чертёжный план трамвайной линии. В г. Москву была отправлена заявка на изготовление трамвайных вагонов.

Схема первой трамвайной линии в Енакиево

План строительства начал осуществляться с расчистки грунта для трамвайного полотна ручным способом силами металлургов, шахтёров и более 100 пионеров летом 1930 года.

Укладка трамвайного рельсового полотна

С 1925 года в стране начала действовать дорожная повинность, согласно которой, трудоспособное население обязывалось безвозмездно отработать определенное количество дней в году на строительстве дорог в свободное от основной работы время.

Невдалеке от погрузочного двора металлургического завода, в направлении «Север-Юг», по улицам Партизанская и Свердлова два года кипела работа. Было построено небольшое депо «Южное». Лиственный и сосновый лес для шпал и воздушной линии доставлялся в город из северных районов России и белорусских лесов. Рельсами обеспечил металлургический завод города (в период с 1931 по 1936 гг. заводом руководили Иванченко Я. П., Манэс, Пучков Р. И.).

Прибытие в город трамвайных вагонов

В первой половине 1932 года по железной дороге были доставлены в город 6 вагонов Мытищинского вагоностроительного завода, основанного в 1897 году.
В связи с тем, что городские архивные документы периода 1920-40-х годов были уничтожены, сведения о пуске трамвая в нашем городе несколько разнятся.
По справке Трамвайного управления – регулярное движение трамваев началось 22 октября 1932 года.
Первая трамвайная линия, протяженностью 1, 9 километров, была открыта в этот день торжественным митингом, который состоялся у здания городской поликлиники. Красную ленточку перед трамвайным вагоном перерезал Поляков, председатель городского Совета. И, как писал наш краевед-заводчанин Горбунёв Г. Г.: «Звонкая трамвайная трель оповестила о начале эксплуатации в городе электрического транспорта. Первый вагон, заполненный строителями линии из числа взрослых и пионеров, повела вагоновожатая Лавлинская Дина Васильевна».

Именно с этого крыльца выступали ораторы на митинге, посвящённом вводу в эксплуатацию первого трамвая.

По маршруту «Поликлиника — Красный городок» с небольшим интервалом пошли два вагона.
Трамвайная линия была однопутной. Первоначально, на маршруте работали деревянные вагоны, в которых были кабины для водителя с обеих сторон трамвая и двери, закрывающиеся вручную на длинные металлические засовы.

Трамвайное депо, пущенное в эксплуатацию в 1932 году, находилось между зданиями ФЗУ и ДК им. В. Ленина, рядом с погрузочным двором металлургического завода. Ремонтной базы, кроме одного токарного станка, для обслуживания трамвайных вагонов практически не было. Спустя пять лет была построена контора трамвайного депо.

Численность населения города росла и для того, чтобы трудящиеся заводов и угольных шахт могли быстрее добирать к месту работы, строилась вторая трамвайная линия по улице Ленинградской (ныне ул. Тиунова). К 7 ноября 1934 года линия от железнодорожного переезда к угольному руднику «Красный Профинтерн» была готова и к 17-й годовщине Великого Октября была введена в эксплуатацию, о чём газета «Социалистический Донбасс» 14 ноября известила жителей Сталинской области.

Фото 1935 года

Проработали две трамвайные линии 9 лет. В июне 1941 года германские вооружённые силы напали на территорию Советского государства, в состав которого входил наш город с названием Орджоникидзе.

В конце октября 1941 г. трамвайный подвижной состав был уничтожен, а мост через реку Булавин в районе посёлка Красный Городок был взорван.

1 ноября 1941 г. город был оккупирован немецко-итальянскими войсками. Во время немецкой оккупации город стал вновь называться Рыково.

Фото из архива немецкого солдата

Город затих, наступили «чёрные дни». На стенах домов, заборах и столбах появились десятки приказов оккупационных войск, заканчивающихся словами: «… за невыполнение – смертная казнь через расстрел». Всё, к чему горожане привыкли с детства, было отнято, и как бы перестало существовать.

22 месяца (с 01.11.1941 по 03.09.1943 гг.) немецкие и итальянские захватчики хозяйничали в нашем городе, принося горе, страх, голод и разруху.
10 тысяч жителей города были вывезены на каторжные работы в Германию, из них – 2 тысячи добровольно. 5 тысяч умерли от болезней и голода, более 600 человек были расстреляны. Разрушениям подверглись промышленные предприятия, жилые дома и постройки, почти полностью была демонтирована трамвайная линия.

Улица Свердлова после войны

В Германию было вывезено 60 тысяч тонн металла, в том числе – трамвайные и железнодорожные рельсы. Общий материальный ущерб, нанесенный городу оккупантами, составил более 750 миллионов рублей.

Около 20 тысяч горожан Енакиево и близлежащих посёлков приняли участие в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Среди них были и работники городского электротранспорта, которые показали образцы мужества и отваги на полях сражений и в боевых операциях.

На предприятии трамвайного управления помнят ветеранов Великой Отечественной войны: Рослякова Тимофея Матвеевича, Стребкову Зинаиду Петровну, Кузьмина Николая Ивановича, Кита Владимира Артемьевича, Черкашина Владимира Степановича, Бреславцева Алексея Петровича, которые прошагали дорогами войны не одну сотню боевых километров.

В сентябре 1943 года началось восстановление города, вместе с промышленными предприятиями восстанавливался и городской электротранспорт. В трамвайное управление возвратились ветераны, ещё до войны, ушедшие на заслуженный отдых. Основным трудовым контингентом управления были женщины да подростки. Именно тогда в трамвайный парк пришли молодые девушки – участницы трудового фронта Великой Отечественной войны:
Авдеева Анна Петровна, Баранова Мария Васильевна, Брыкова Лидия Павловна, Дронова Валентина Егоровна, Корчевая Мария Григорьевна, Куприй Ксения Васильевна, Неведрова Валентина Лукьяновна, Найден Зоя Ефимовна, Ряполова Мария Григорьевна, Стрюкова Евгения Лукьяновна, Сафонова Антонина Афанасьевна, Романова Антонина Михайловна, Сысоева Александра Петровна, Шкель Мария Яковлевна,Ясенева Зинаида Павловна.
Пришли на работу со своими ломами и лопатами, топорами и пилами. Трудным было военное время: холод, голод, болезни, отсутствие материально-технической базы. Древесину для изготовления шпал заготавливали вручную в парках и ближайших лесопосадках.

После освобождения города разрушенными оказались: контактный провод, депо, подстанция, мост через реку Булавин, трамвайное полотно, вагоны. Работы по восстановлению всего этого было много.

С 1943 по 1946 гг. трамвайное управление возглавлял Миронов Н. С.

С ноября 1946 г. по март 1947 г. – Сорокотягин Ф. М.

На снимке справа Фёдор Иванович Сорокотягин

Пока шла война, и восстанавливались предприятия, горожане собрали 225 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Енакиевский рабочий», в этой акции приняли участие и трудящиеся трамвайного парка.

Первая трамвайная линия была восстановлена от ДК им. В. Ленина до реки Булавин (как и в 1932 г.). в дневное время были пущены 2 вагона с 8 сентября 1944 г., но уже без общегородского митинга и духового оркестра.

В честь возобновления трамвайного движения собрались трудящиеся трамвайного парка. Поднявшись на ступеньки трамвайного вагона и привычно одёрнув гимнастёрку под офицерским ремнём, начальник управления Миронов Н. С. сделал краткий обзор событий на фронте, поблагодарил трудящихся за самоотверженный труд по восстановлению городского электротранспорта и, провозгласив здравицу в честь Верховного главнокомандующего Иосифа Джугашвили (Сталина), дал разрешение на пуск трамвайного вагона на линию. Украшенный красными флагами и портретом И. Сталина, трамвайный вагон вновь, как и в 1932 году, двинулся по улицам Партизанской и Свердлова. Только улицы выглядели устрашающе: разбитые, сожжённые дома и постройки выглядели опустошёнными, вызывая щемящие чувства горечи и потери.

Движение было по одному пути, на определённом расстоянии были устроены специальные «карманы-разминовки». В них заходил трамвайный вагон и стоял продолжительное время, ожидая встречный вагон. После обмена жезлами, вагоновожатый трамвая мог продолжать движение по линии.

16 апреля 1944 года газета «Енакиевский рабочий» поделилась новостью: «К 1 мая готовится пуск трамвайного движения по маршруту «Город» — шахта «Красный Профинтерн». Отремонтированы два трамвайных вагона, восстановлен токопровод и прозведён ремонт пути».
К 25 сентября 1944 года была восстановлена вторая «северная» линия от железнодорожного переезда к шахте «Красный Профинтерн» до Красного базара и были пущены два вагона по маршруту № 2. Ещё 2 вагона были резервными и запускались на линию в случае поломки трамвайного вагона.
С 5 января по 1 мая 1945 года трамваи не выходили на линии из-за недостатка электроэнергии в городе.
В 1945 году был восстановлен взорванный мост через реку Булавин и продлена линия в пос. Красный Городок.
6 вагонов Мытищинского вагоностроительного завода ходили по двум довоенным, восстановленным трамвайным линиям, перевозя жителей города.
На работу вагоновожатые и работники депо из разных частей города ходили пешком ранним утром и поздней ночью, группируясь по направлениям, а иногда оставались на ночлег на рабочем месте в непредвиденных случаях и при неблагоприятных погодных условиях.
Функции по транспортному обслуживанию трамвайного предприятия лежали на лошади по кличке Орлик. На разные происшествия аварийная бригада депо выезжала, погрузившись в телегу или зимой – на сани.
Выпуски газеты «Енакиевский рабочий» № 99 от 21.07.1946 г. и № 108 от 11 августа 1946 г. сообщали о восстановлении трамвайного сообщения в городе. О том, что разрешён вопрос о материалах для прокладки трамвайных линий. Начальнику отдела восстановления треста «Орджоникидзеуголь» тов. Мурзичу было поручено нарезать шпалы из двутавровых балок. Отмечены недостатки: ссылаясь на отсутствие кислорода, т. Мурзич длительное время срывает выполнение этих работ. Ничего не сделано горкомхозом по составлению сметы на восстановление ртутной электроподстанции.
1946-й год. На восстановлении трамвайной линии 136 рабочих и служащих ЖКО ЕМЗ 9 августа отработали на линии, связывающей город с Красным Городком, очистив за 3 часа путь, протяжённостью 170 метров. Было убрано 8,5 куб. метров камня и 170 куб метров земли. Вместе с работниками ЖКО работал доменщик ЕМЗ Николай Березошвили. К третьей годовщине освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков решено закончить полное восстановление линии «Красный Городок – город».

Теперь это место называется площадь Свердлова.
В левом углу видно остановку трамвая «Еленовский магазин» с разминовкой . 1946 год

В 1947 году прозвучал наказ доменщиков ЕМЗ: «Движение трамваев продлить до 24 часов 00 минут, приурочив к окончанию работы трудовых смен на заводе».

С апреля 1947 г. по ноябрь 1948 г. трамвайным предприятием руководил Хворостянов В. Д.
В 1948 году был восстановлен путепровод над железнодорожной линией-веткой, ведущей от парка отдыха им. Вознесенского к угольной шахте им. Карла Маркса и трамвайная линия второго «северного» маршрута была продлена до шахты «Красный Профинтерн». В 1948 году довоенная сеть трамвайных городских линий была восстановлена, кроме довоенной линии протяженностью 1,3 км, соединяющей ДК им. В. Ленина с железнодорожным вокзалом станции Енакиево.

С декабря 1948 года управление трамвайным предприятием принял на себя Максимча Н. И. и руководил им по июль 1955 года.

Газета «Енакиевский рабочий» № 47 от 25 апреля 1948 года сообщала:
«К майским праздникам в городе восстановили и пускают в действие городскую ртутную подстанцию, которая даст возможность в мае месяце дополнительно пустить от города в пос. Красный Городок ещё два трамвайных вагона».

В июле 1948 года закончилось строительство автомобильной дороги из центра города в посёлки Зарудня и Красный Городок. С 1 октября начали курсировать по этой дороге пассажирские автобусы.

В заметке «Рельсы для стальных магистралей» («Енакиевский рабочий», № 89, 1 августа 1948 г.) горожане прочитали: «Куда бы ни мчался поезд: в Москву, Тбилиси, Сочи или Владивосток – всюду он катится по рельсам, изготовленным коллективом енакиевских металлургов. За период с 1917 по 1948 гг. енакиевцы выпустили столько рельсов, что ими можно три раза опоясать земной шар. Коллектив рельсо-балочного цеха-стана, руководимый старыми кадровыми мастерами Антонюком, Золочевским, опытными прокатчиками Гусевым, Заскока, Щукиным выпускают по плану продукцию с маркой «ЕГЗ» — енакиевский государственный завод. Ко дню 50-летия ЕМЗ на территории завода планировалось установить памятник Г. Орджоникидзе, неоднократно посещающего наш завод».

В 1949 году планировалось, что трамвайный парк будет иметь 94 вагона, протяженность линий увеличится до 30 километров, появятся собственные мастерские.

Летом 1951 года работа трамвайного парка подверглась критике жителями города: за простои и поломки вагонов, плохом состоянии путевого хозяйства, низкой трудовой и производственной дисциплине, низком качестве вагонов. Заведующий горкоммунхозом т.Терешкин и партийное собрание предприятия обязали т.Максимчу устранить вышеизложенные недостатки.
В июле 1951 года были произведены работы по капитальному ремонту путевого хозяйства, заменено 1400 шпал, капитально отремонтирован вагон № 2, курсирующий на линии «Железнодорожный переезд – шахта «Красный Профинтерн». При трамвайном парке организованы курсы вагоновожатых и кондукторов по повышению деловой квалификации.

В 1952 году достроены три новых «кармана-разминовки», расширена тяговая подстанция, на линии выходили 11 трамвайных вагонов. Построено ещё одно депо «Северное».

В 1955 году снова сменилось руководство – до 1967 года начальником был Гордеев А. М.


В 1956—1957 гг. строилась вторая трамвайная линия по улице Свердлова.

А. Плисен – машинист транспортного цеха ЕМЗ в августе 1956 г. через газету «Енакиевский рабочий» обратился к начальнику городской госавтоинспекции с просьбой установить регулировщика на ул. Свердлова, т. к. по этой улице, кроме автомобилей, курсирует трамвай, много пешеходов. Необходим регулировщик, т. к. машины мчатся на скорости к трамвайной линии, не сбавляя скорости. Неоднократно были случаи наезда машин на трамвай. Выходящим людям из трамвая приходится лавировать между автомобилями, идущими на скорости, что небезопасно для жизни людей.

Пересечение ул. Артёма (пр.Металлургов) с ул. Партизанской

Фото трамвая у дома Коммуны на ул. Свердлова (ЕР № 80 от 6 июля 1951 г.)

«Пополнение трамвайного парка в честь празднования 40-летия Октября: приведено в надлежащий порядок путевое хозяйство, отремонтированы вагоны. Недавно с киевского завода им. Дзержинского в трампарк прибыл новый трамвай. Он хорошо оборудован и механизирован, двери открываются и закрываются пневматически. Эксплуатироваться трамвай будет на линии «Хлебозавод – Красный городок». Дополнительно к нему на днях поступит прицепной вагон. Наполнение трамвайного парка улучшит перевозки горожан» — такая заметка Н. Васильева появилась в газете «Енакиевский рабочий» в октябре 1957 года.

В 1958 году жителями и представителями предприятий города был поднят вопрос «О строительстве путепровода над железной дорогой в узком месте на Енакиевском переезде» (ул. Тиунова) к горисполкому, которым руководил Ю. Червинский. На предприятиях и в горсовете подсчитали, что ежегодные простои автотранспорта у переезда составляют 4 миллиона рублей.

С 1-го января 1959 года старый переезд был закрыт в связи со строительством путепровода над железной дорогой. Требовалось снести ряд жилых домов, проложить обводной коллектор канализации, перенести кабельную сеть связи, сигнализации, высоковольтной линии, соорудить огромные насыпи, построить и заасфальтировать дороги, забетонировать опоры. Здесь начал выполнять работы коллектив «Промстроя». Требовалось укрепить пролёты и смонтировать мост, по которому будут проложены две коллеи трамвайных путей, связующих город с пос. Красный Профинтерн и Красный Городок. Этот проект по выполнению предстоящих работ выполнил институт союзного значения «Гипроград». Строительство объекта планировалось завершить в 1960 году.
В августе 1960 года было закончено строительство путепровода над железной дорогой с автодорогой и двухполосной трамвайной линией, соединившей город с посёлком шахты «Красный Профинтерн».

Путепровод над железной дорогой

Трамвай на путепроводе


Газета «Енакиевский рабочий» опубликовала в 1959 году стихотворение работника газеты «За металл» Михаила Пляцковского «Рабочее утро»:

Зацелованный солнцем город,
по-весеннему свеж и молод.
И несётся вода дождевая
обгоняя колёса трамвая.

Посмотрите, друзья! Кто же это
на подножке висит без билета?
Не узнали его? Неужели?
тот проказник зовётся апрелем.

В гущу самую звонких буден,
на работу торопятся люди.
Вот басит заводская сирена –
начинается новая смена.

Газета «Енакиевский рабочий» № 53 от 4 мая 1961 года сообщила о том, что пионеры СШ № 5 собрали 36 тонн металлолома для сооружения трамвая, который был построен с названием «Пионер». В 1962 году трамвай был пущен в эксплуатацию.

Май – трамвай
с довоенной ещё остановкой,
с подвесными ремнями,
сигнальной верёвкой.
С цирковою рекламой, флажками на крыше…
(П. Лагода «Май-трамвай»)

Эта же газета в № 86 от 20 июля 1961 года сообщила от лица директора трампарка Гордеева о движениях трамвая без кондуктора впервые в нашем городе.
А врач профилактория Н. П. Науменко рассказал в газете о том, что в октябре 1961 года невдалеке от конечной остановки пос. Красный Городок открылся ночной санаторий-профилакторий для трудящихся ЕМЗ, в котором ежедневно могли лечиться и отдыхать 73 человека.
С развитием трамвайного движения в городе появилась необходимость развития сети разворотных колец: сначала на поселке Красный Городок, затем невдалеке от ул. Калинина, позже на пос. им. Ватутина, пос. шахты «Красный Октябрь» и микрорайоне им. Брайляна.

Стало ясно видно преимущество трамвайных перевозок, которое заключалось в большой провозной способности пассажиров, чем автомобильной, и в невысокой себестоимости перевозки. К тому же, трамвай не загрязняет воздух. Хотя, строительство трамвайной линии обходилось дороже в отличие от троллейбусной или автобусной линии.

18 ноября 1965 года введена в эксплуатацию новая двухколейная линия, проложенная по улице Лермонтова и Бульварное кольцо протяженностью 5 км от ул.Тиунова к пос. им.Ватутина («Черёмушки», ныне это 101 квартал) и продлён маршрут от пос. им.Ватутино к пос. Красный городок, пущен новый маршрут № 3 пос. им. Ватутина — пос. шахты «Красный Профинтерн». Расчистку грунта под рельсовое полотно производил бульдозерист Диванин Николай Петрович, мастер Пивоваров. На строительство двухполосного трамвайного пути было выделено 480 тыс. рублей и построена эта линия была в течение 6 месяцев. Начальник 6-го управления треста «Донецкдорстрой» Т. Яковенко сообщал, что на отрезке «Бульварное кольцо — Лермонтова» уложено 300 тонн рельсов.

В 1966 году Харьковским проектным институтом «Укргипрокоммунстрой» был разработан проект строительства комплекса трамвайного депо и трамвайной линии на шахту 1-2 «Красный Октябрь». Строительство здания депо было запланировано на территории кладбища. В газете «Енакиевский рабочий» от 15 апреля 1966 года среди различных объявлений было размещено такое: «В районе бывшего кладбища шахты «Красный Профинтерн», в текущем году начнётся строительство трамвайного кольца и вагонного парка. Жители города, желающие перенести останки захороненных на этом кладбище родных и близких, должны закончить перенос останков не позднее завтрашнего дня, т.е.16 апреля». На кладбище, где были захоронены русские, останки частично были перенесены, но рядом находились захоронения итальянских воинов, оставшихся после строительства зданий в районе Блочка (площадь Дружбы), и их в 1966 году никто не перенёс. Это было сделано, но гораздо позднее.

Кладбище обнесли забором и на территории начали работать бульдозеры и экскаваторы. Строительство финансировалось металлургическим заводом в комплексе со строительством прокатного стана «250» на ЕМЗ. При выполнении строительных работ производилась фотосъёмка, сделанные фотографии были сданы в музей при областном управлении городского электротранспорта.

Начало строительства стана «250» сортопрокатного цеха

Работа трамвая вызывала у горожан положительные эмоции. Так, в заметке «Хозяйки трамваев» («ЕР», № 29, 7.03.1966 г.) жители города благодарят ЕТУ за точное расписание движения трамваев и отмечают хорошую работу водителей Ольги Брежневой и Лидии Марьиной.

В июне 1966 года началось заполнение нового ставка «Раздоловский», что значительно увеличило число пассажиров, приезжающих на отдых в загородную зону пос. Красный Городок.

В планах горсовета и ЕТУ предусматривалось соединить двухпутевой трамвайной линией центр города с пос. Красный Профинтерн. Существующая трамвайная линия будет продлена по ул. Гагарина за СШ № 7 к шахте 1-2 «Красный Октябрь». Вскоре будет построено здание нового трамвайного депо с мастерскими.

В 1967 году трамвайная линия по ул.Тиунова до пос. Красный Профинтерн стала двухколейной на всем протяжении.

В марте 1967 года отделом архитектуры города был объявлен конкурс на герб города Енакиево. В конкурсе на герб приняли участие 144 эскиза, итоги которого были подведены решением исполкома городского Совета народных депутатов 31 мая 1967 года. Исполком решил утвердить проект городского герба в авторстве А.Савки, А.Уткина, А.Чутчева. В этом же году художники начали наносить рисунок герба на трамвайные вагоны и городские автобусы.

Важно отметить, что работник металлургического завода Г. Андриенко тоже принимал участие в конкурсе на герб города. И работу выполнил технически правильно. Его проект герба украшает центральную часть музея космонавта Георгия Берегового.

Герб города Енакиево

Георгий Андриенко

Герб Енакиева работы Г.Андриенко над городским музеем

В 1967 году в управлении был списан ряд вагонов старой конструкции, которые должны были идти на лом. Один из списанных вагонов был переделан в передвижной вагон-буфет под названием «Минутка». Над решением этого вопроса не раз задумывались главный инженер Е. А. Кожемякин и начальник управления Ю. Денисенко. Работники Чучмарь Николай Тихонович и Брынов Василий Федорович установили в вагоне оборудование, ряд деталей им пришлось выполнить собственными руками. В октябре 1968 года появилось «Кафе на колесах».

Трамвай-кафе «Минутка».

Ещё один списанный вагон переоборудован в «спецвагон» с широким профилем применения: поливка улиц и тротуаров, уничтожение сорных трав, растущих вдоль рельсовых путей, посыпка трамвайных путей в сырость и гололёд, смазка кривых участков пути в целях предупреждения преждевременного износа колёсных пар и самого пути. Этот вагон осуществлял перевозку материалов и различных грузов, предназначенных для ремонта пути. Над созданием этого вагона трудились: слесарь Э. П. Райнер, начальник вагонного отделения А. А. Иванов, электрослесарь В. П. Демченко, электросварщик Т. Д. Евдокимова, бригадир слесарей В. И. Кононов.

В ноябре 1967 года введена новая трамвайная линия: от шахты «Красный Профинтерн» до школы № 7, расположенной на площади Дружбы. Сюда были продлены маршруты трамвая № 2 и № 3.

Интересный факт. Крылатое выражение: «Метр с кепкой» имеет прямое отношение к истории трамвая. Раньше проезд детей в трамвае был бесплатным, но не по возрасту, а по росту. Из-за возникновения споров, каких детей следует считать маленькими, было принято решение провести в вагонах (при входе) горизонтальной линии на высоте 1 метр. Не желающие платить за проезд детей родители заявляли кондуктору, что рост их ребёнка менее 1 метра, но визуально кажется большим за счет головного убора. Отсюда и пошло выражение «Метр с кепкой».

В августе 1968 года ЕТУ получило 6 новых радиофицированных вагонов, в 1969 году во многих трамвайных вагонах установлены рации, посредством которых вагоновожатые информировали пассажиров о правилах проезда в трамвае, подъезде к остановке, о демонстрации фильмов в кинотеатрах города.

Планы у города по развитию трамвайной сети были. 1 января 1970 года газета «Енакиевский рабочий» опубликовала материал главного архитектора города Есина Бориса Александровича, в котором он сообщил, что в ближайшие годы намечается построить трамвайную линию от пос. Красный Городок к заводу крупноблочного домостроения (ДСК), а затем продлить её к Юнокоммунаровску. Троллейбусное сообщение в городе в ближайшее время не предусматривается.

В ЕТУ на любом участке работают квалифицированные кадры. В феврале 1970 года трамвайное управление объявило очередной набор лиц с образованием 8-10 классов на курсы вагоновожатых трамваев.

В канун 1 Мая 1972 года работники трамвайного депо преподнесли енакиевцам приятный сюрприз — открылось движение трамвая по новому маршруту: пос. им. Ватутина — шахта «Красный Профинтерн» — шахта 1-2 «Красный Октябрь». Главный инженер управления Е. А. Кожемякин по этому случаю сказал: «Наш коллектив сделал всё, чтобы создать горнякам удобства». За активное участие в юбилейном соревновании 32 сотрудника ЕТУ были награждены Ленинскими юбилейными медалями.

В 1972 году введено в действие новое депо на 100 вагонных мест, построено новое разворотное кольцо в центре города в районе современного горвоенкомата.

Енакиевскому трамваю 40-лет

Проявлялась забота о безопасности движения. 17 мая 1973 года сообщалось в заметке контролёра ЕТУ Тихоненко Т. «Будьте внимательны на дорогах» следующее: «Скоро на улицах города начнёт курсировать необычный трамвай – трамвай-агитпоезд. Вагон оборудован усилительными установками. Водитель по микрофону будет напоминать пассажирам о правилах безопасности движения. На стенах вагона нарисованы дорожные знаки и указатели. Помимо того, все водители трамвайного управления приобрели абонементы для посещения лекций по безопасности движения».

Трамвай-агитпоезд

В 1975 году по решению городского исполкома трамвайное движение перешло на новую форму обслуживания пассажиров — без кондуктора. Основными пунктами продажи проездных абонементов стали киоски трамвайного управления на конечных остановках трамвая. Также продажа трамвайных абонементов была организована в магазинах, у лоточников возле проходных металлургического завода и у стадиона «Металлург» — в дни массовых мероприятий.

1976 год. На городских линиях появились новые трамваи Усть-Катавского завода (Челябинская обл.) серии КТМ с провозной способностью — 210 человек, которые могут развивать скорость до 75 км/час. Об этой новинке сообщила жителям городская газета.

Трамвай Усть-Катавского завода в Енакиеве, 1976 год

В этом же году «Енакиевский рабочий» размещает заметку «Хозяйка стального пути» о путевой рабочей ЕТУ Постовной Антонине Федоровне, которая четверть века освобождает трамвайные пути от заносов. За преданность профессии Антонина Фёдоровна награждена медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».

8 июля 1982 года в г. Углегорске был запущен городской троллейбус. На митинге выступил первый секретарь ГК КПСС Егор Залещенко. Строители вручили начальнику троллейбусного парка В. П. Чернышову символический ключ. В торжественной обстановке первый троллейбус прошел по маршруту от шахты «Углегорской» к железнодорожному вокзалу. Енакиевское трамвайное управление было переименовано в Енакиевское трамвайно-троллейбусное управление (ЕТТУ).

Первый троллейбус Углегорска

Троллейбус в Углегорске

В октябре 1982 года ЕТТУ отпраздновало 50-летие трамвая. Слова благодарности звучали в адрес передовиков производства: вагоновожатой А. И. Дьяченко, О. И. Линник, М. И. Паршиной, ремонтников: А. С. Вайнштейна, М. М. Леоновой, В. А. Котелевец.

В октябре 1982 года ЕТТУ отпраздновало 50-летие трамвая


От трамвайной остановки «Кинотеатр Украина» с ул. Партизанской памятник «Коммунистический вексель» был перенесён к зданию Дворца культуры в центре города.

Памятник «Коммунистический вексель» в районе трамвайной остановки «Кинотеатр Украина», 1970-е годы

Памятник Коммунистический вексель возле ДК 40-летия Победы

В 1992 году введена новая трамвайная линия от пос. шахты «Красный Профинтерн» по улицам Лазо, Нагорной, Брайляна в микрорайон Горняк (в настоящее время микрорайон им. Ф. Брайляна). Пущен новый маршрут трамвая № 4 по ул. Калинина – м-н Горняк.

Со временем увеличивалась протяженность трамвайных маршрутов в городе, что требовало дополнительного электроснабжения. Вместе с трамвайными линиями строились новые тяговые подстанции, по состоянию на 2002 год их в ЕТТУ — 4. За последнее время была проведена реконструкция подстанций. На подстанции № 1 была смонтирована лаборатория для испытания изоляционных защитных средств. На подстанциях 1,2,3 были смонтированы вторые фидеры (передающие линии) для улучшения энергоснабжения подвижного состава, налажен плановый ремонт контактной сети и тяговых подстанций.

Огромный вклад по улучшению работы управления и экономических показателей внесли рационализаторы предприятия: Саглаев Александр Алексеевич, Кожемякин Алексей Евгеньевич, Громов Алексей Иванович, Павленко Александр Александрович, Зубенко Валентин Владимирович.

Большое внимание уделялось быту трудящихся трамвайного управления. Как было отмечено ранее, для удобства работников службы эксплуатации работал подвижной вагон-буфет «Минутка», база отдыха «Коммунальник» в г. Ялте на берегу Азовского моря обслуживала работников управления и членов их семей.

В здании депо работала столовая, спортивно-тренажерный зал. Свой досуг в воскресные летние дни работники управления часто проводили в городском парке культуры и отдыха им. Вознесенского, проводились тематические мероприятия для молодёжи и детей работников управления.

В профсоюзном комитете трамвайного управления хранится Почётная книга памяти о ветеранах и передовиках производства, отдавших предприятию по несколько десятилетий своей жизни и труда:

1. Солод Сергей Матвеевич
2. Терещенко Константин Малахович
3. Желябовский Иван Николаевич
4. Стребкова Зинаида Петровна
5. Прядко Иван Алексеевич
6. Поставная Антонина Федоровна
7. Паршина Клавдия Кузьминична
8. Зиборова Надежда Конствнтиновна
9. Лизунова Пелагея Григорьевна
10. Судейкина Нина Ефремовна
11. Букреева Валентина Захаровна
12. Шляхтина Мария Васильевна
13. Тихоненко Николай Павлович
14. Ефанов Иван Анисимович
15. Ходос Мария Архиповна
16. Лосева Надежда Александровна
17. Сериков Степан иванович
18. Михайлова Мария Григорьевна
19. Тихоненко Григорий Павловия
20. Кодина Анна Григорьевна
21. Верхановская Зинаида Григорьевна
22. Котелевец Валерий Афанасьевич
23. Дряхлова Валентина Алексеевна
24. Брежнева Ольга Николаевна
25. Василега Мария Ивановна
26. Ломыкин Владимир Дмитриевич
27. Панова Лидия Рудольфовна
28. Шкель Мария Яковлевна
29. Орёл Мария Тихоновна
30. Судейкина Нина Ефремовна
31. Бурцева Раиса Николаевна
32. Литовченко Наталья Феодосьевна
33. Бормотова Нина ивановна
34. Банникова Евгения Ароновна
35. Сможенкова Надежда Артемовна
36. Пластунова Валентина Алексеевна
37. Грищенко Евгения Ивановна
38. Менинник Ольга Кузьминична
39. Музалева Мария Сергеевна
40. Лысенко Валентина Прокофьевна

К большому сожалению, у трамвайщиков города в 2000-х годах, как и в других городах, появилась проблема — хищение контактных проводов, что наносило предприятию и городу в целом моральный и материальный ущерб.

Многие годы ЕТТУ по праву считалось одним из лучших в государстве, но давалось это коллективу и руководству управления отнюдь нелегко. С 1995 по 2011 годы коллектив возглавлял Малофей Григорий Иванович. В этот период началось экономическое падение, резко пошла инфляция. До должности руководителя Григорий Иванович в управлении не был новичком, работая многие годы главным инженером, он хорошо знал специфику производства. Много усилий, умения и терпения пришлось приложить Малофею Г.И., чтобы работа коллектива была стабильной, старался не допустить сокращения маршрутов, содержать в технически исправном состоянии подвижной состав и оборудование в условиях жесткого дефицита запасных частей для вагонов и материалов.

Малофей Григорий Иванович

2002 год. Об успехах ЕТТУ хорошо известно. Ежегодно управление занимало призовые места в областных и республиканских смотрах-конкурсах. Здесь был самый высокий в Украине % доходов к расходам. Опыт ЕТТУ по энергосбережению изучается и распространяется в Донецкой области.

2002 год был богатым на круглые даты: 70 лет трамваю, 30 лет назад было открыто новое депо, 20 лет углегорскому троллейбусу. Намечали встретить юбилей не громкими речами, а конкретными делами: восстановить отопление в вагонах, обновить сидения и т.п. Но тяжелое финансовое положение ЕТТУ не позволило выполнить намеченное в полном объеме, к тому же, госбюджет тормозил расчёты за перевозку льготных категорий пассажиров.

2007 год. Газета «Енакиевский рабочий» пишет: «Енакиевские трамвайщики — правофланговые транспортной отрасли». 4 года подряд в стране проводилась акция «Лидер транспортного комплекса Украины», которую организовал Кабинет Министров и Комитет по транспорту и связи. По итогам акции, в 2006 году победителем признано ЕТТУ. 25 декабря в Национальной филармонии в Киеве состоялась церемония награждения. Диплом победителя и памятный знак были вручены директору ЕТТУ Малофею Г. И. А сам Григорий Иванович был отмечен золотым нагрудным знаком за многолетний плодотворный труд в ЕТТУ. Это не первая награда, которой удостоены енакиевские трамвайщики.

2008 год. В газете «Енакиевский рабочий» призыв к жителям: «Не верьте слухам — трамваю быть». В мае по городу поползли слухи, что городской трамвай доживает последние дни. Да, положение в ЕТТУ оказалось очень сложным, но никто не собирается отменять трамвайные маршруты. Критическая ситуация возникла из-за постоянного роста цен на энергоносители, материалы, запасные части. Из-за разбалансированности финансово-экономического положения в ЕТТУ началось массовое увольнение работников. Причина — низкая заработная плата, которую выдают не вовремя из-за постоянных задержек. Подвижной состав изношен, он отслужил свой срок уже дважды. Обновление парка не предвидится, так как стоимость одного трамвайного вагона высока — составляет около 2-х миллионов гривен, троллейбус стоит один миллион. Но трамваи продолжали свое движение по маршрутам.

Прошло еще 4 года. И вот, наконец, в октябре 2012 года в ЕТТУ поступили подарки. 3 новых вагона, два — от Метинвеста и один от народного депутата, пополнили трамвайный парк и вот уже пятый год курсируют по маршруту № 1 от 101 квартала до Красного Городка, перевозя значительное количество пассажиров.


2017 год — юбилейный год. Трамвайному движению — 85 лет. Пройден нелёгкий, но очень нужный для города путь, от которого зависела жизнь горожан и предприятий Енакиево.
О нашем трамвае с большим смыслом отозвался поэт С.Смирнов:

Хочу на «Ты» поговорить с трамваем.
Ведь он железный друг простых людей,
Мы из него все чаще открываем
Красу проспектов, улиц, площадей.

Трамвай с достойным видом работяги
Уходит в сень окраинных дорог,
И с честью носит, не снижая тяги,
Свой подлинно рабочий номерок.

Трамвай был, есть и будет!

Татарчук Анатолий Степанович

Составитель Татарчук А. С. благодарит администрацию енакиевского трамвайного управления, городского музея космонавта Г. Берегового, музея истории ЕМЗ, Центральной городской библиотеки, городского архива за содействие в подготовке материала.

При подготовке издания использованы фото и информационные материалы из архивов ЕТТУ, редакции газет «Енакиевский рабочий» и «За металл», городского музея космонавта Г. Берегового, музея истории ЕМЗ, Центральной городской библиотеки, городского архива, Татарчука А. С., Чаленко Е. П., Стрельцова А. И., а также информация и фотографии из Интернета.

Понравилась статья? Расскажи о ней знакомым


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.